Концепция, миссия и ценности
Концепция, миссия и ценности
В Nota school у нас есть две основные концепции - педагогическая, основанная на творчестве, и организационная, основана на философии Лин.
Педагогика. Концепция творчества

В NOTA school мы верим, что каждый человек является творцом, и у каждого человека есть способности к творчеству. Поэтому нашей основной задачей является не поиск отдельных "талантов", а создание правильных условий и правильной атмосферы, для того, чтобы все наши дети смогли реализовать свой творческий потенциал.

Чтобы открыть в детях творчество мы фокусируемся на трёх основных условиях: 1) свобода выбора, 2) умение экспериментировать и 3) чуткая (но не навязчивая) поддержка со стороны взрослых.

1) Свобода выбора позволяет ребенку найти то, что интересно именно ему. Свобода выбора позволяет ребенку почувствовать, что он сам отвечает за собственное образование. Все дети по своей природе любознательны, все дети хотят учиться и исследовать мир вокруг себя. Наша программа, которая выделяет около 70% времени на проектное обучение и свободное экспериментирование, дети имеют огромное влияние на свой учебный процесс.

2) Умение экспериментировать позволяет избавиться от основной преграды к творчеству - страха перед ошибкой. Творчество, да и вообще большинство задач в нашей жизни, воспринимается человеком как что-то очень важное и серьезное, а следовательно возрастает и риск, связанный с неудачей. В Nota School мы вообще не просим детей заниматься важными и серьезными задачами - вместо этого мы просим их проводить как можно больше экспериментов. А эксперимент по своему определению подразумевает высокую вероятность неудачи. В результате, дети проводят всё больше экспериментов, учатся на своих ошибках, улучшаются и продолжают экспериментировать. О чем они не подозревают, так это о том, что, на самом деле, занимаются настоящим творчеством.

3) Чуткая поддержка со стороны взрослых необходима на всех стадиях творческого процесса. Преподаватели помогают с правильной постановкой задач, с определением конечного результата, в поиске необходимых ресурсов и закреплением четких сроков. Мы абсолютно не хотим пускать учебный процесс на "самотёк". Да, дети являются движущей силой своего образования и основная инициатива принадлежит именно им, но роль преподавателя становится, на самом деле, еще важней. Она смещается с того, чтобы давать информацию и пытаться всеми способами контролировать её усвоение, к гораздо более сложной, но при этом и более благородной задаче быть ментором, и не с помощью уговоров, а своим личным примером, своей увлеченностью тем или иным предметом, зарождать в ребёнке любовь к знаниям.
Концепция организации в целом. Философия Лин.

Мы верим в будущее Лин организаций. В основе Лин организации лежит глубокое уважение к человеку и ресурсам, а все процессы направлены на непрерывное совершенствование. В Лин организации иерархии либо нет, либо она имеет не первостепенное значение, так как большинство решений принимается не руководством, а обычными сотрудниками. Лидер такой организации является скромным, доверяет своим сотрудникам, верит в их потенциал, и видит своей основной задачей именно развитие сотрудников. Он также верит в силу маленьких шагов и небольших улучшений, которые, если делать их регулярно, приводят к большим и значимым результатам. Одно из главных преимуществ Лин-культуры в том, что она добавляет творчество в любую работу. Даже если сама работа не отличается особым разнообразием (а такого нельзя сказать про школы), тот факт, что люди не просто исполняют работу, а постоянно ищут способы её улучшить, делает весь процесс невероятно творческим.

Подробнее о Лин можно прочитать здесь.


Почему мы решили применить Лин в школе?

Во-первых, мы считаем, что Лин-подход может помочь трансформировать Казахстанское образование. Самой большой проблемой в образовании сейчас являются кадры. Запускаются очень много школ, как государственных, так и частных, но качественных кадров на всех не хватает. Мы считаем, что Лин-подход может решить эту проблему, потому что Лин-организация является в первую очередь постоянно обучающейся структурой. Коллектив школы, которая активно применяет Лин, постоянно совершенствуется и представляет собой наилучшую атмосферу для профессионального развития. И хотя Лин-организации являются своеобразным магнитом для уже зарекомендовавших себя специалистов на рынке, наибольший эффект будет достигаться именно с развитием молодых начинающих преподавателей. Наше видение заключается в том, часть наших сотрудников, полностью впитав нашу философию, и отчетливо увидев ее преимущества, будут или открывать свои Лин-школы, или их будут приглашать для помощи в трансформации уже существующих.

Во-вторых, мы уверены, что Лин окажет невероятное влияние на наших учеников. Точно так же, как и наши преподаватели, которые помогут трансформировать казахстанское образование, наши ученики станут катализаторами трансформации во всех остальных областях науки, культуры и промышленности. То, как в данный момент устроено наше государство, является отражением того, как устроены наши организации. В подавляющем большинстве из них руководство не прислушивается и не уважает мнение своих сотрудников, у людей отсутсвует мотивация и вовлеченность, и качество работы, ожидаемо, оставляет желать намного лучшего. Теперь представьте если такие структуры одна за другой начнут заменяться организациям, в основе которых будут лежать Лин принципы. А если подобных Лин-очагов станет достаточно много, то это будет иметь трансформирующий эффект и в масштабах целого Казахстана. Именно таким мы видим будущее нашей страны, и ради этого делаем свою работу.
Миссия Nota School
Создавать сообщество скромных творческих людей, оставляющих после себя лучше
Наши ценности
Во что мы верим

О детях:
  • Все дети гениальны
  • Все дети являются творческими
  • Все дети любопытны, страстно желают изучать новое, в них от природы заложено умение учиться.

Об образовании:
  • Образование это не подготовка к жизни, это и есть сама жизнь.
  • Лучшее обучение происходит во время игры.
  • Как и настоящая игра, которая возможна, только если участники играют добровольно, так и обучение возможно только в случае если оно происходит по собственному выбору.
  • Образование будет успешным только, если ответственность за него лежит на ребенке. А ребенок только тогда будет чувствовать ответственность за свое образование, если он сам выбирает, что изучать (во что "играть").

О школе:
  • Основные знания лежат вне школы.
  • Основная задача учителей не учить, а помогать детям в их самостоятельном обучении.
  • Школа должна учить детей обходиться без школы.

О творчестве:
  • Творчество доступно всем. Каждый ребенок/человек является творческим.
  • Творческое мышление ничем не отличается от обычного мышления.
  • Творчество является результатом долгой кропотливой работы и большого количества итераций и исправлений, а не внезапного волшебного озарения.
  • Ошибки являются неотъемлемой и очень важной частью творческого процесса. Очень естественно отношение, при котором ошибки являются чем-то сильно нежелательным, и чем-то, что нужно избегать во что бы то ни стало. При этом неимоверно важно выработать культуру, в которой будет правильное отношение к ошибкам: они не только неизбежны в любом творческом процессе, служа своеобразным доказательством, что работа "кипит", но и являются очень полезным материалом, который помогает человеку и/или организации становиться умнее/сильнее.