Учебный процесс
Наши убеждения в отношении школьного образования:

  • Ни одна усредненная программа не может быть правильной для конкретного ребенка, потому что у каждого человека свои особенности развития, таланты, способы и скорость восприятия. Мы можем подстраивать программу под потребности ребенка, и можем позволить ребенку проходить ее в индивидуальном темпе (нет жесткого требования пройти все темы по предметам в установленные сроки).

  • В школе нет оценивания способностей ученика, нет оценок за выполнение заданий. Нет наград и наказаний. Все это убивает внутреннюю мотивацию. Мы формируем культуру, которая не боится ошибок, и воспринимает «неудачи» как ценную возможность к получению новых знаний.

  • Мы не хотим растрачивать драгоценное время детства на заучивание информации. Поэтому в рамках обязательств перед гос.программой мы сделаем все, чтобы ребенок использовал школьные годы для своего личностного развития. Контент предмета должен приближаться к соотношению "изучение теории 20% + практика 80%". Наш идеальный выпускник - к моменту поступления в ВУЗ ребенок способен осознанно выбрать свой путь развития и готов к самостоятельной жизни. Задача учителя - быть коучем, фасилитатором этого процесса. Поэтому он - адвайзер (советчик).

  • Школа не является основным источником знаний. Школа открыта окружающему миру и активно поощряет и помогает в налаживании контактов между учениками и лучшими специалистами в разных сферах деятельности. Основная задача школы - не вложить в детей знания, а научить детей быть Life-long learners (быть учениками на протяжении всей жизни). Все обучение построено на основе экспериментирования, любая задача формулируется как эксперимент.

  • Психологическое состояние ребенка для нас очень важно и имеет приоритет перед прохождением программы. Мы прилагаем максимум усилий для оказания психологической поддержки ребенку, чтобы он не терял свой естественный познавательный интерес к миру.

Главными целями обучения в школе является развитие навыков, а не заучивание информации, поэтому академическую программу мы рассматриваем как "тренажер" для отработки этих навыков. Любой педагог должен использовать все возможности своей дисциплины ради этой цели. Также он может развивать с детьми любые междисциплинарные проекты, чтобы показывать взаимосвязи, существующие в реальном мире.

Надо отметить, что мы не готовим детей к будущей жизни, а проживаем вместе с ними жизнь сегодня, расширяя границы их видения и возможностей. Это означает, что все, что мы преподаем сегодня, должно иметь применение в жизни ребенка уже сейчас, а не когда-то потом.

На данный момент наше расписание выгладит следующим образом:

08:30 - 09.00 Завтрак
09:00 - 09:15 Круг
09:15 - 10.00 Математика
10:00 - 10:45 Русский/Литература
10:45 - 11:30 Английский/Казахский
11:45 - 12:30 Науки
12:30 - 13:15 Информатика
13:15 - 14:00 Обед/Прогулка
14:00 - 14:20 Время тишины
14:20 - 15:00 Коуч-сессии / Театр / Свободное время
15:00 - 15:45 Коуч-сессии / Арт / Свободное время
15:45 - 16:15 Уборка
16:15 - 16:30 Полдник
16:30 - 18:00 Кружки / Свободное время


Форматы обучения

1 класс - период адаптации ребенка к школьной жизни и "период удивления", главным смыслом которого является осознание ребенком собственного состояния "мне интересно узнать…", "меня волнует вопрос..." (научиться останавливаться на этом моменте и сформулировать свой вопрос/запрос).

Начиная со 2 класса дети постепенно приучаются к самостоятельной работе с образовательной онлайн-платформой, через которую они могут получать объяснение теоретического материала, выполнять практические задания. В дальнейшем степень самостоятельности в изучении информации увеличивается, дополняется умением пользоваться разными источниками информации, анализировать их достоверность.

В этом процессе ученики всегда получают адекватную поддержку педагога - в начальных классах много "живых" уроков с учителем в сочетании с онлайн обучением; в старших классах педагог также проводит групповые занятия с целью актуализации изученного материала и организации практической деятельности.

Предметы, для которых важен постоянный диалог и практика, ведутся в формате активного обучения, т.е. с использованием интерактивных методов и инструментов. Это языки, литература, естествознание (науки), информатика, самопознание.

С целью расширения кругозора детей и приобщения к реальному взрослому миру школа организует много практических мероприятий - экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами из разных сфер деятельности, волонтерскую деятельность. Мы поощряем самоуправление в школе и предпринимательскую деятельность детей.


Коучинг

В Nota School мы общаемся с каждым ребенком индивидуально. Это становится возможным благодаря регулярным коуч-сессиям один-на-один с ребенком, взаимодействию с родителями ребенка. Коуч старается раскрыть личность ребенка, задействуя его таланты и интересы в процессе обучения. Коуч помогает ребенку справляться со сложностями в любой сфере школьной жизни.

В результате индивидуальный план обучения ребенка в конкретный период времени может выглядеть вот так:

Коуч помогает организовать деятельность ребенка так, чтобы подтягивать слабые стороны ребенка, использовать его сильные стороны для достижения успеха, давать ему возможность развивать и углублять свой интерес на текущий момент.

В старших классах возможно выстраивание индивидуальной траектории обучения на основе выбора будущей профессиональной специализации.


О распорядке дня

Учебный день состоит из нескольких блоков:

1 - Блок "Свободная работа" посвящается развитию навыков с одновременным освоением академической программы. В это время ученик работает над выполнением назначенных ему заданий. В этот период дети ограничены пространством класса и работают при постоянном присутствии адвайзера.

Ученики получают от адвайзера план на неделю в понедельник утром. Дети сами распределяют выполнение заданий по дням. План содержит ресурсы для изучения и проверочные задания. Если ребенку нужна помощь, то он обращается к адвайзеру, но в любом случае адвайзер контролирует прогресс ребенка.

У 1 класса это пока еще не в чистом виде свобода, они вместе выбирают предмет голосованием и адвайзер дает им новый материал. При этом он постоянно ищет новые возможности дать больше самостоятельности в течение этого времени. Это будет больше касаться отработки навыка - кто-то будет двигаться быстрее, кому-то понадобится больше помощи адвайзера.


2 - "Блок языков и информатики" - соответствующие уроки проходят в формате активного обучения с учителем.


3 - Блок "Свободное время" - в это время дети могут выбрать для себя любую деятельность, в т.ч. ничегонеделание. Им доступны ресурсы для творческой и физической активностей, они могут выбрать работу над собственным проектом или организовать любую активность для других детей . Это время для игры.

Для детей игра – это способ развития не только физических, но и умственных, эмоциональных, социальных и нравственных навыков. Это способ создать и сохранить дружбу.

  • Игра приводит мозг в уникальное состояние - "быть в потоке". Активное, но не стрессовое состояние ума в игре идеально для творчества, экспериментирования и обучения новым навыкам.
  • Наибольшая ценность игры для детей состоит в обучении самоконтролю. Умение хорошо ладить с другими людьми — важнейший навык.
  • Противоположность игры — это не работа, это депрессия. Эмоциональной системе необходимо движение. Подавленные эмоции живут собственной жизнью, приводя к потенциальным взрывам.
  • Игра учит человека видеть все возможности выбора в сложных обстоятельствах, импровизировать и способствует гибкости мышления.
Истинная игра - это заполнение внешнего мира собой, создание собственных правил. Это выражение собственных идей, мыслей и мнений. Это экспрессия и исследование.

Настоящая игра - это пространство, свободное от давления, последствий и четкого распорядка. Дети нуждаются в игре, которая не вкладывает в них знания и навыки, а высвобождает то, что находится внутри. Именно в игре зарождаются наши способности учиться, решать проблемы, взаимодействовать с другими и выражать свои эмоции.

Зачем нашей школе создавать условия для игры? Мы верим, что это приведет к таким результатам:
  • реальный интерес к знаниям, а не учеба под давлением
  • развитие навыков в естественной среде
  • доброжелательная атмосфера в детском коллективе

Дополнительные блоки:

4 - "Время тишины" - время, отведенное для расслабления в середине дня. В идеале мы хотим стимулировать интерес к чтению у детей, поэтому учителям в это время лучше выбирать либо чтение для себя, либо чтение вслух детям. Главное условие этих 30 минут - соблюдение тишины в школе.

5 - "Вдохновляющие сессии" или мастер-классы - могут проводиться учителями, родителями или приглашенными специалистами. Смысл - расширять и углублять представления детей об окружающем мире. Темы могут быть любыми.


Лин-культура

Важной частью философии школы является концепция постоянного совершенствования (философия Лин или Кайдзен). Ее главными ценностями являются:
  • уважение к людям - доверие, вера в их потенциал, сила маленьких шагов (если делать их регулярно, то можно прийти к большим и значимым результатам); основная задача организации - развитие людей. В нашем случае это относится как к сотрудникам, так и к ученикам школы.
  • уважение к ресурсам - время и природные ресурсы - невосполнимы, мы должны пользоваться ими максимально эффективно.
  • свобода выбора - человека берет на себя ответственность только если у него есть свобода выбора.
Как это работает в реальной жизни школы?

  • От каждого сотрудника школы ожидаются ежедневные улучшения по работе школы.
  • Дети совместно с учителями ежедневно проводят влажную уборку всех помещений школы.
  • Практические задания по предметам часто увязываются с экологическими аспектами жизни.
  • Поощряется экспериментирование и позитивное отношение к ошибкам.
  • Самоуправление у сотрудников и у детей - каждый может внести предложение по изменению любого аспекта жизни школы; при получении большинства голосов изменение реализуется в обязательном порядке при условии наличия соответствующих ресурсов.